Назад к Курс

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим

0% Завершено
0/0 Шаги
  1. Глоссарий
  2. РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
    Правовые основы оказания первой помощи
    3 Темы
    |
    1 Тест
  3. Организационные основы оказания первой помощи
    7 Темы
    |
    1 Тест
  4. Раздел 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения
    Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации
    10 Темы
    |
    1 Тест
  5. Оказание первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути
    3 Темы
    |
    1 Тест
  6. РАЗДЕЛ 3. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НАРУЖНЫХ КРОВОТЕЧЕНИЯХ И ТРАВМАХ
    Оценка состояния пострадавшего
    5 Темы
    |
    1 Тест
  7. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях
    7 Темы
    |
    1 Тест
  8. Оказание первой помощи при травмах различных частей тела
    12 Темы
    |
    1 Тест
  9. РАЗДЕЛ 4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРОЧИХ СОСТОЯНИЯХ
    Оказание первой помощи при воздействии повышенных и пониженных температур
    5 Темы
    |
    1 Тест
  10. Оказание первой помощи при различных отравлениях
    4 Темы
    |
    1 Тест
  11. Оптимальное положение тела пострадавшего
    7 Темы
    |
    1 Тест
  12. Оказание психологической поддержки
    3 Темы
    |
    1 Тест
Урок Прогресс
0% Завершено

Нормативно-правовым обеспечением оказания первой помощи являются:

– федеральные законы;

– иные нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.

Ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, которые не имеют медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими:

– сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;

– сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны;

– спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

– военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии;

– работники ведомственной охраны, частные охранники, должностные лица таможенных органов;

– военнослужащие органов федеральной службы безопасности, судебные приставы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники и другие лица.

На основании п. 26 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090,  обязанность «…принять меры для оказания первой помощи…» возникает также у водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию (далее – ДТП). В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ водитель вправе добровольно оказать первую помощь.

В связи с высокой степенью потенциального риска получения травмы на производстве ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости его доставку в медицинскую организацию».

Для организации оказания первой помощи при несчастном случае на производстве силами работников на работодателя возложена обязанность по обучению всех поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу, безопасным методам и приемам оказания первой помощи (ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации).

Для работника Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Применительно к педагогическим работникам вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации дополняются положением ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогов).

Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за ее неоказание вплоть до уголовной. Для очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может.

Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Непринятие мер к оказанию первой помощи водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В том случае, если гражданин заведомо оставил пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии без возможности получения помощи, он может быть привлечен к уголовной ответственности за оставление в опасности (ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на выживание. Уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Аналогичная норма имеется и в ст. 1067 Гражданском кодексе Российской Федерации. Ее трактовка не исключает возможности возмещения причиненного вреда, однако «…учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса Российской Федерации). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП в соответствии со ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.