Назад к Курс

Обучение членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда

0% Завершено
0/0 Шаги
  1. Программа курса
  2. Глоссарий
  3. Раздел 1. Понятие специальной оценки условий труда
    Модуль 1. Современные подходы к оценке условий труда
    5 Темы
    |
    1 Тест
  4. Раздел 2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    Модуль 2. Организация проведения специальной оценки условий труда
    4 Темы
    |
    1 Тест
  5. Модуль 3. Субъекты специальной оценки условий труда
    4 Темы
    |
    1 Тест
  6. Раздел 3. Проведение специальной оценки условий труда
    Модуль 4. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    2 Темы
    |
    1 Тест
  7. Модуль 5. Декларирование соответствия условий труда
    2 Темы
    |
    1 Тест
  8. Модуль 6. Особенности организации работ при проведении измерений и исследований производственных факторов
    6 Темы
    |
    1 Тест
  9. Раздел 4. Применение результатов специальной оценки условий труда
    Модуль 7. Результаты специальной оценки условий труда
    4 Темы
    |
    1 Тест
  10. Модуль 8. Гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
    3 Темы
    |
    1 Тест
Урок Прогресс
0% Завершено

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать ряду требований:

1) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

2) в организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована Росаккредитацией, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов другие испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Росаккредитацией.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются Минтрудом России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;

– наличие дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;

наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются Минтрудом России.

Минтрудом России осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения реестра экспертов устанавливается Минтрудом России.

В реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, вносятся следующие сведения:

– полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);

– идентификационный номер налогоплательщика;

– основной государственный регистрационный номер;

– регистрационный номер записи в реестре организаций;

– дата внесения сведений об организации в реестр организаций;

– дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

– дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

– дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.

В реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, вносятся следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

– номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);

– область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;

– дата аннулирования сертификата эксперта.

Указанные сведения размещаются на официальном сайте Минтруда России и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

– должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;

– организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

– организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

– организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

– экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями и должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

– экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных законодательством.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта (ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда).

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, при ее проведении может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям-заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

– отказаться от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

– обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц Роструда и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

а) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

б) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации установленным требованиям;

в) применять утвержденные и аттестованные методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в установленном порядке;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

– непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

– отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором;

г) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, установленного порядка ее проведения. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 рублей; на юридических лиц – от 70.000ч до 100.000 рублей.

Повторное совершение аналогичного административного правонарушения влечет:

– наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию на срок от одного 1 до 3 лет;

– наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от 100.000 до 200.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.