Лекция 2. Отличия процедур специальной оценки условий труда и производственного контроля
Российским законодательством для юридических лиц предусмотрена обязанность выполнения требований санитарного законодательства и законодательства в области охраны труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Нормами cт. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на работодателя также возложены обязанности по проведению производственного контроля.
Производственный контроль – это контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В числе широкого спектра управленческих решений, для обоснования которых могут применяться результаты специальной оценки условий труда, важное место принадлежит:
– осуществлению контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
– организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
– решению вопросов о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
– оценке уровней профессиональных рисков.
Вместе с тем необходимость решения этих вопросов возникает существенно чаще, чем проводится специальная оценка условий труда (например, ежегодно), либо периодичность носит случайный характер и не может быть регламентирована по пятилетним интервалам, определенным Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Реализовать подобные задачи вполне возможно в системе производственного контроля.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентируется:
– Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
– Методикой проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Порядок проведения производственного контроля регулируется:
– Техническими регламентами;
– СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 13.07.2001 (если соответствующий Технический регламент еще не принят или не вступил в силу).
Государственная инспекция труда в рамках контрольно-надзорных мероприятий проверяет, проведена ли в организации специальная оценка условий труда. А проверка соблюдения требований по осуществлению производственного контроля относится к компетенции Роспотребнадзора.
Производственный контроль и специальная оценка условий труда проводятся в отношении одних и тех же физических факторов.
Перечни лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ и СП 1.1.1058-01 в значительной степени совпадают, за исключением:
– широкополосных электромагнитных полей, создаваемых ПЭВМ;
– отдельных характеристик световой среды (избыточной яркости, высокой неравномерности распределения яркости, прямой и отраженной слепящей блескости);
– электрически заряженных частиц воздуха – аэроионов (их идентификация и оценка не предусмотрена нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Кроме того, в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ не акцентируется внимание на веществах с остронаправленным механизмом действия и на классах опасности вредных химических веществ, учет которых для целей производственного контроля предусмотрен в СП 1.1.1058-01.
В свою очередь, в структуре производственного контроля уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах не предусмотрено измерение тяжести и напряженности труда, которые являются обязательными для идентификации факторами согласно законодательству о специальной оценке условий труда.
Причиной таких отличий является то, что со времени введения в действие СП 1.1.1058-01 прошло довольно много лет, в течение которых кардинально изменился модельный ряд компьютерной техники. Используемые сегодня жидкокристаллические мониторы при соблюдении требований к их монтажу и эксплуатации не являются источниками широкополосных электромагнитных полей, которые были характерны для мониторов с электронно-лучевыми трубками.
Яркость, прямая и отраженная блескость относятся к дополнительным параметрам световой среды. Согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, контроль блескости проводится визуально, на основании жалоб работников на дискомфорт зрения, а показатель «яркость» определяется только в тех случаях, когда в нормативных документах имеется указание на необходимость ее ограничения. Иными словами, оценка данных параметров для всех рабочих мест целесообразной не является.
Аэроионный состав воздуха согласно Р 2.2.2006-05 не является обязательным измеряемым показателем. Его рекомендуется измерять в рабочих помещениях, где:
– проводится специальная очистка или кондиционирование воздушной среды;
– имеются источники ионизации воздуха (УФ-излучатели, плавка и сварка металлов);
– эксплуатируется оборудование, и используются материалы, способные создавать электростатические поля (ВДТ, синтетические материалы и др.);
– применяются аэроионизаторы и деионизаторы.
СП 1.1.1058-01 не содержат унифицированных требований к проведению производственного контроля за условиями труда, включая принципы отбора рабочих мест (точек измерений), контролируемые вредные факторы рабочей среды и трудового процесса, периодичность мероприятий и использование результатов производственного контроля в системе управления профессиональными рисками.
Методы организации контроля и проведения измерений физических факторов в ходе специальной оценки условий труда и производственного контроля регламентируются разными нормативно-правовыми документами.
Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках специальной оценки условий труда проводится в соответствии с Методикой, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Проведение же производственного контроля с 1 января 2017 года осуществляется на основании требований СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81.
Однако на практике получается, что исследование физических факторов производственной среды работодателем осуществляется дважды.
Важным является тот факт, что результаты лабораторных исследований, проведенных в рамках производственного контроля (но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда), могут использоваться при проведении специальной оценки условий труда. Это следует из п. 7 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
В свою очередь при осуществлении производственного контроля могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет вынесение контролирующим органом предупреждения или наложение административного штрафа.
При этом количество протоколов и постановлений за данное правонарушение не может зависеть от количества трудоустроенных работников, в отношении которых работодателем было нарушено законодательство об охране труда. Это правонарушение образует один состав, и юридическое лицо не может быть привлечено повторно к административной ответственности за одно и то же правонарушение (решение Тамбовского областного суда от 06.09.2017 № 7-398(2)/20177-398/2017 по делу № 7-398(2)/2017).
Название | Субьект ответственности | Меры воздействия |
Нарушение требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий ( ст. 6.3 КоАП РФ ) | Гражданин | Штраф 100-500 руб. |
Должностное лицо | Штраф 500-1.000 руб. | |
Индивидуальный предприниматель | Штраф 500-1.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Юридическое лицо | Штраф 10.000-20.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок 90 суток | |
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий руда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Должностное лицо | Предупреждение или штраф 5.000-10.000 руб. |
Индивидуальный предприниматель | Предупреждение или штраф 5.000-10.000 руб. | |
Юридическое лицо | Предупреждение или штраф 60.000-80.000 руб. |